Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Инновационная деятельность

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов при обучении предметам «Биология», «Физика», «Химия»

 

Оглавление

 

Полное название инновационного проекта: ………………………………...

2

Данные о руководителе инновационного проекта и консультанте (консультантах): ………………………………...................................................

2

Сроки ………………………………..................………………………………...

2

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется реализация инновационного проекта: ………………………………................

2

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну ……...

3

Обоснование актуальности и целесообразности реализации инновационного проекта ……………………………….....................................

5

Обоснование готовности учреждения образования к инновационной деятельности ……………………………….........................................................

5

Формулировка цели и задач инновационного проекта ……………………….

7

Концептуальные положения ………………………………...............................

7

Подтверждение эффективности апробации инновации ……………………...

9

Описание структуры и содержания внедряемой методики ………………….

12

Основная идея и ожидаемые результаты ……………………………………...

20

Список литературы ……………………………………………………………..

22

Программа инновационной деятельности …………………………………….

26

Календарный план реализации инновационного проекта ……………………

37

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта …………

40

 

 


Полное название инновационного проекта:

«Внедрение модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов при обучении предметам «Биология», «Физика», «Химия»

 

Данные о руководителе инновационного проекта и консультанте (консультантах):

Руководитель: : Жигар Светлана Дмитриевна, директор ГУО «Средняя школа

№ 7 г. Кобрина»; 8 (01642) 22703, +375297968252; e-mail: sch7@kobrin.edu.by

Консультанты: Мычко Дмитрий Иванович, доцент кафедры неорганической химии химического факультета Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, доцент; 8(029)1147577, e-mail: dimbgu@mail.ru;

 

Шитько Людмила Ивановна, соискатель научной степени кандидата педагогических наук при лаборатории естественно-математического образования  Научно-методического учреждения «Национальный институт образования»; 8 (029)3149145, 8(029)8656714, e-mail: lusiash@yandex.ru

Сроки

реализации: 2017 – 2020 годы

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется реализация инновационного проекта:

 

  1. Государственное учреждение образования “Средняя школа № 7

          г. Кобрина”

  1. Государственное учреждение образования "Ланский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа";
  2. Государственное учреждение образования "Грицкевичский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа"
  3. Государственное учреждение образования "Гимназия №2 г.Бреста"
  4. Государственное учреждение образования "Средняя школа №2 г.Жабинки"
  5. Государственное учреждение образования «Лицей № 2 г.Минска»

 

 

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Использование интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла способствует формированию информационной культуры учащихся.

Суть инновации заключается в организации актуальных для учащихся видов деятельности (привычных для их повседневной компьютерной практики) в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла для достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей.

 

Обоснование актуальности и целесообразности реализации инновационного проекта

 

Становление современного информационного общества обусловило, что неотъемлемой составляющей культуры личности современного человека стала информационная культура. Вопрос является предметом пристального внимания международного сообщества и, прежде всего, таких организаций, как ЮНЕСКО [20] и ИФЛА [30, 34]. Вместе с тем, важность формирования и развития знаний по естественнонаучным дисциплинам учащихся определяется и необходимостью подготовки к международной программе по оценке образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment), тесту, который оценивает математическую и естественнонаучную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Естественнонаучная грамотность учащихся в мировой образовательной практике рассматривается как одна из важнейших характеристик школьного образования [21].

Приоритетным направлением в деятельности учреждений образования является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания. Средствами интерактивных методов обучения при изучении предметов естественнонаучного цикла расширяются границы познавательных возможностей учащихся за счет получения более полной и точной учебной информации на доступном и наглядном уровнях, а также увеличения объема учебной информации, доступной для самостоятельного овладения.

Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности [29]. Только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой целостную систему, способен реализовать данные требования.

Однако в педагогической практике в современном информационном обществе являются очевидными противоречия между:

  • недостаточной подготовленностью педагогов и необходимостью использования интерактивных методов обучения в процессе педагогической деятельности;
  • необходимостью воспитания всесторонне развитой личности и пассивной ролью обучающегося в образовательном процессе;
  • потребностями общества и уровнем подготовки учащихся, в реализации самостоятельности учащихся в учебно-образовательном процессе;
  • несоответствием традиционных средств и методов образовательной деятельности новым социальным ожиданиям;
  • разным уровнем общеучебных умений и навыков учащихся и необходимостью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • фактическим качеством естественнонаучных знаний учащихся и возрастающими требованиями современного общества к уровню естественнонаучных знаний;
  • сложностью формирования мотивированного отношения к получению новых знаний и необходимостью развития у обучающихся умений и навыков в применении полученных знаний в решении вопросов повседневной жизни.

Целесообразность внедрения указанной модели, которая предполагает разработку комплекса дидактических и методических средств обучения предметам естественнонаучного цикла, определяется материально-техническим обеспечением учреждения образования, диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.

Моделиформирования информационной культуры учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла былиапробированыв процессе диссертационных исследований в РБ и зарубежья.


Обоснование готовности учреждения образования к инновационной деятельности

Кадровое обеспечение: в реализации проекта принимают участие директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе, учителя предметов естественнонаучного цикла. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом.

Состав участников реализации проекта

ФИО

Должность

Стаж

Категория

Опыт формиро

вания читательской компетентности учащихся

Опыт участия в иннова

ционной деятель

ности

Жигар Светлана Дмитриевна

директор

первая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

Субботко Светлана Николаевна

заместитель директора по учебной работе, руководитель творческой группы

высшая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

Организации мониторинга читательской компетентности учащихся 7-8 классов в декабре 2014 г.

В экспериментальной деятельности по апробации десятибалльной системы оценивания знаний учащихся

Чехомов Андрей Дмитриевич

учитель химии                      

 22 года

учитель-методист,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

Усатова Наталья Дмитриевна

учитель химии                    

26 лет

высшая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

Окунева Светлана Юрьевна

учитель физики

20 лет

первая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

Чехомова Инна Васильевна

учитель биологии

28 лет

высшая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

Михальчук Анна Ивановна

учитель биологии

27 лет

высшая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

Участие в  мониторинге читательской компетентности учащихся 7-8 классов в декабре 2014 г.

 

Кравчук Алла

Викторовна

педагог-психолог

23 года

первая,

сертифицирован

ный пользователь ИКТ

-

-

 

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинеты химии, биологии, 2 кабинета физики, кабинет педагога-психолога,  2 кабинета информатики. В кабинетах информатики установлено 11 (10+1) и 14(13+1) компьютеров, обеспечен доступ к сети Интернет в учебное и внеучебное время до 18.00, функционирует локальная сеть в кабинете информатики, в учреждении образования не функционирует. Ресурсы  информационного пространства также включают:

- выход в Интернет в кабинете информатики и библиотеке; 

- сайт учреждения образования;

- электронную почту.


Формулировка цели и задач инновационного проекта

Цель проекта:

Создание условий для формирования информационной культуры учащихся посредством интерактивных методов обучения в рамках изучения предметов естественнонаучного цикла (химия, биология, физика) на II и III ступени общего среднего образования (7-10 классы).

Задачи:

  1. Выявить затруднения педагогов в вопросах использования методики, организовать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности.
  2. Выявить актуальное состояние уровня сформированности информационной культуры учащихся на второй и третьей ступени общего среднего образования.
  3. Разработать методические и организационные принципы реализации содержания учебного курса естественнонаучных предметов, направленного на формирование информационной культуры учащихся.
  4. Определить совокупность средств и возможностей обучения естественнонаучным предметам, которые наиболее эффективно способствуют формированию информационной культуры личности.
  5. Разработать технологию организации учебно-познавательной деятельности учащихся 7-10-х классовс использованием инструментария внедряемой методики.
  6. Разработать и реализовать учебно-методическое обеспечение педагогического взаимодействия в информационно-образовательной среде учреждения образования.
  7. Обеспечить формирование и развитие информационной культуры учащихся при обучении естественнонаучным предметам.
  8. Оценить эффективность использования внедряемой методики в образовательном процессе при изучении предметов естественнонаучного цикла в 7-10-х классах.
  9. Обобщить результаты использования методики.
  10. Представить положительный опыт формирования информационной культуры учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла 7-10-х классов на районном, областном и др. уровнях.

Концептуальные положения

 

Представляя важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых невозможно вне зависимости от информационной культуры. Анализ работ показывает, что преимущественно был распространен подход, связывающий информационную культуру с умениями и навыками оперирования информацией.

В современной литературе понятие «информационная культура» рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле данное понятие описывается как часть общечеловеческой культуры, которая представляет собой совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. А в узком смысле слова как часть общей культуры человека с учётом его информационной грамотности, способ жизнедеятельности человека в информационной среде, средство ее освоения, связанное с уровнем развития информационных технологий..

Так же в определении понятия информационная культура прослеживаются разные подходы: информационный, культурологический, педагогический и социологический подходы. При использовании культурологического подхода понятие информационная культура является наиболее полным и может рассматриваться и как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, и как составляющая процесса формирования информационной культуры человека, что является способом и результатом информационной деятельности. Следовательно, информационная культура – это область общей культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [22].

Необходимость разработки системы формирования информационной культуры учащихся и актуальность ее внедрения в учебно-образовательный процесс школы обусловлены рядом общих, внешних по отношению к образованию процессов, происходящих в обществе на современном этапе. Это − осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, бурный рост объемов информации, развитие информационной техники и технологии, становление информационного общества и новой информационной культуры. Важным является формирование нового мировоззрения, основанного на информационной культуре. Выделяют два уровня существования информационной культуры – общественный и личностный. В первом случае она представляет собой совокупность ненаследственной поведенческой информации, своеобразный социокод, в котором накапливается, хранится и передается культурная информация необходимая для существования общества. На личностном уровне – это часть общей культуры личности.

Информационная культура характеризуется сложными структурными элементами: коммуникативный (культура общения); лексический (языковой, культура письма); книжный, читательский (культура чтения); интеллектуальный (культура научного исследования и умственного труда); информационно-технологический (культура использования современных информационных технологий); информационно-правовой; мировоззренческий и нравственный; библиографический [16].

Значение информационной культуры в обществе обуславливается ее социальными функциями, такими как: гносеологическая, проявляется в самообразовании и образовании личности; адаптационная – информационная культура представляется собой механизм единственно возможного аналитического приспособления человека к меняющимся условиям существования информационного общества; интегрирующая – дает возможность объединять сообщество в единую систему на основе знаний, норм и ценностей; регулятивная – развивает общественно допустимые формы поведения людей; коммуникативная – позволяет личности положительно общественно взаимодействовать в информационном пространстве на основе изученной информации [16].

В науке существуют разные точки зрения на проблему формирования информационной культуры субъекта: обосновано формирование информационной культуры старшеклассника на основе интегративного подхода (Харунжева Е.В.); выявлены дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: (Атаян А.М.); определена система формирования информационной культуры в учебном процессе (Мизинова Л.В.). В исследовании рассмотрен педагогический потенциал дидактической информационной среды в формировании информационной культуры школьника-старшекласссника. С. А. Богданов, А. М. Коротков, Е. В. Данильчук [5, 11, 19] рассматривают дидактическую компьютерную среду, как составную часть учебной среды, ближайшего окружения школьника в процессе обучения с использованием информационных технологий.

Подтверждение эффективности апробации инновации

Под информационной культурой понимается область общей культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [39]. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности, которое может быть достигнуто в информационно-образовательной среде. Механизм взаимосвязей между компонентами среды (субъектами образовательного процесса; интерактивным контентом, технологическим компонентом) представлена в работе И. К. Сиротиной [32]. А в статье [2] рассматривают сетевые образовательные технологии как перспективные способы решения проблемы развития творческого мышления, исследовательских умений старшеклассников независимо от их места проживания.

Вопросы системы методической подготовки к использованию информационно-коммуникационных технологий будущего учителя, как одного из объектов учебно-воспитательного процесса, описаны в исследовании Белохвостова А.А. [3]. При изучении предметов естественнонаучного цикла особое место занимает учебный эксперимент, проведение которого можем быть затруднено, и тогда возможно проведение виртуального эксперимента, преимущества которого в возможности организации эксперимента, если есть необходимость в исследованиях явлений в «чистом» виде, точно воспроизводя условия их протекания; возможности изучения сложных явлений на уровне, на уровне, доступном пониманию учащимися [4, 37].

Построение системы задач, формирующей информационную культуру учащихся, предметной информационной грамотности и компетентности учащихся, структура модели формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассника описаны в диссертационных исследованиях Смагиной Е.А. [33], Худяковой А.В. [38], Фроловой О.А. [36]. Критерии оценки и методика исследования уровня информационной культуры описаны в работе Кашурниковой Т.М. [18]. Педагогические условия освоения новых информационных технологий учащимися общеобразовательных школ описаны в диссертационном исследовании Нагаева Л. В. [25].

Внедряемая модель формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла разработана на основе теоретически обоснованных и практически подтвержденных экспериментальных результатов диссертационных исследований по проблеме формирования информационной культуры личности учащихся Харитоновой А.Ю. (2000), Нагаева Л. В. (2003)[25], Тимиргалиевой Т.К. (2013), Белохвостова А.А. (2014) [3], Хазарян О.Г. (2016) [37], Сиротиной И.К. (2016) [32], и др. исследователей. Методика формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя химии в процессе методической подготовки описана Белохвостовым А.А. (2014), им же созданы компетентностно ориентированная модель системы методической подготовки будущих учителей химии к использованию ИКТ и методика формирования их ИК-компетентности в процессе методической подготовки и экспериментально доказана результативность реализации предложенной модели. Определены и научно обоснованы концептуальные основания комплексного использования реального и виртуального эксперимента в процессе обучения физике в учреждениях общего среднего образования (Хазарян О.Г.). Инструментарий методики апробировался на районных, республиканских и международных конференциях и семинарах вышеупомянутыми авторами диссертационных исследований.

 

Опыт образовательной практики:

в ГУО «Лицей № 1 г. Гродно», ГУО «Гимназия № 3 г. Гродно», ГУО «СШ № 38 г. Гродно», ГУО «Гимназия № 1 имени К. Калиновского г. Свислочь»;

муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Перми, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением английского языка» г.Перми, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г.Перми, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Перми, МАОУ «Гимназия № 1» г.Перми, МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» г.Перми; Государственном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 185 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга, «Средняя общеобразовательная школа №203 им. А.С. Грибоедова» Санкт-Петербурга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 168 Центрального района Санкт-Петербурга, МОУ «Гимназия № 6» г. Оренбурга.

Апробация в школьной практике имела различные варианты реализации. Ранее апробация проводилась в разрезе одного учебного предмета как предметной информационной грамотности. В дальнейшем предполагается реализация проекта как целостной системы по нескольким учебным предметам, как в муниципальном образовательном учреждении «Гимназия № 6» г. Оренбурга».

 

 

Концепция проекта транслировались авторами в публикациях, докладах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях:

  1. Мычко, Д.И. Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся в рамках учебного предмета «химия» / Мычко Д. И., Шитько Л. И. // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы междунар. Науч. Конф., Минск, 22-25 окт.  2014  г.  /  ред.кол.: В. В.  Казаченок (отв.ред).  –  Минск: БГУ, 2014.  – С.292-294.
  2. Шитько Л.И. Современные подходы к формированию информационной культуры учащихся / Шитько Л.И. // интернет-конференция «Информационные технологии в образовании». 28–29 ноября 2016 года.
  3. Проблемы и перспективы повышения квалификации научно-педагогических кадров: методологические аспекты: материалы Республиканской научно-методической конференции (Минск 27 - 28 ноября 2003 г.) / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет, Республиканский институт инновационных технологий ; ред.: М. М. Болбас [и др.]. - Минск : Технопринт, 2004. - 163 с.

 

 

Основные теоретико-методологические и технологические положения изложены в публикациях авторов:

  1. Мычко, Д.И. Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся в рамках учебного предмета «химия» / Мычко Д. И., Шитько Л. И. // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы междунар. Науч. Конф., Минск, 22-25 окт.  2014  г.  /  ред.кол.: В. В.  Казаченок (отв.ред).  –  Минск: БГУ, 2014.  – С.292-294.
  2. Мычко, Д.И. Инновационные образовательные стратегии на уроках химии / Д.И.Мычко, Е.А. Сеген. – Минск: Адакацыя і выхаванне, 2014. – 296 с.
  3. Мычко, Д. И. Проблемы обновления и изучения языка химии как методологического инструментария освоения информационно-образовательных ресурсов учебного предмета "Химия" / Д. И. Мычко // Біялогія і хімія. Сер., "У дапамогу педагогу": навукова-метадычны часопіс. - 2013. - № 5. - С. 63-71.
  4. Шитько Л.И. Современные подходы к формированию информационной культуры учащихся / Шитько Л.И. //интернет-конференция «Информационные технологии в образовании». 28–29 ноября 2016 года.
  5. Шитько, Л. И. Развитие информационной культуры учителя химии. Использование приложений интегрированного пакета ChemBioOffce для создания двухмерных и трехмерных графических структурных формул  / Л. И. Шитько // Біялогія і хімія. Сер., "У дапамогу педагогу". - 2014. - № 6. - С. 34-40.

Описание структуры и содержания внедряемой методики

Методика формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла включает в себя следующие составляющие: инструктирование, проектная практика, мониторинг.

Методика дает деятельностный опыт приобретения знаний как через трансляцию, так и через поиск и посредством отбора собственных результатов; развивает поисковые, исследовательские способности; формирует информационную культурную учащихся, развивает навыки работы с интерактивными системами; дает возможность участникам раскрыть способности.

Интерактивный метод обучения («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает метод обучения посредством взаимодействия, нахождения в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, приобретение знаний и навыков. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между учащимися и педагогом, так и между самими учащимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

–       пробуждение у обучающихся интереса;

–       эффективное усвоение учебного материала;

–       самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

–       установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

–       формирование у обучающихся мнения и отношения;

–       формирование жизненных и профессиональных навыков;

–       выход на уровень осознанной компетентности учащегося.

 

 Основные принципы формирования информационной культуры учащихся включает составляющие [24]:

1) ценностно-смысловая компонента, которая предполагает осознание личностью ценности информации и потребности в ней, мотивированность обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания, предпочтительность в выборе каналов получения необходимой информации;

2) когнитивная компонента (знания и умения), которая связана с интернет-грамотностью, с определёнными навыками обращения с информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и информацией, с умениями организовать поиск необходимой информации, работы с отобранной информацией, её структурированием, систематизацией, обобщением, представлением в понятном виде, с умением общаться с другими людьми с помощью ИКТ;

3) поведенческая компонента (реальное и потенциальное поведение), которая выражается в способах поиска и каналах получения необходимой информации, в интенсивности обращения к различным источникам информации и их характеристике, в применении полученной информации в различных сферах своей деятельности, в способах распространения новой информации, в степени включенности в Интернет-сообщество, в формах деятельности в сети Интернет;

4) контрольно-коррекционная (рефлексивная) компонента, которая определяется степенью удовлетворения своими информационными потребностями, самооценкой информационной компетентности, отношением к девиантному поведению в сети Интернет.

Использование информационных образовательных ресурсов для формирования ценностно-смысловой компоненты информационной культуры должно осуществляться в направлении развития познавательного интереса к использованию ИКТ для получения необходимой информации, осознания особых возможностей ИКТ для получения, трансляции и преобразования нужной информации. Условием реализации этого направления является систематическое использование ИКТ на всех этапах изучения предметов. Здесь же должна быть сформирована потребность в непрерывном информационном образовании и самообразовании для эффективного использования ИКТ.

Формирование когнитивной компоненты информационной культуры должно осуществляться в направлении получения знаний и приобретения умений определять источники и стратегию поиска информации, способности её анализировать и преобразовывать. Как условия для этого рассматриваются систематическое использование электронных учебников и различных типов компьютерных программ учебного назначения в качестве средств обучения, привлечение в качестве источников справочной информации электронных справочных изданий, электронных баз данных, размещенных в сети Интернет.

Формирование поведенческой компоненты информационной культуры должно осуществляться в направлении развития опыта использования программного обеспечения ИКТ для конструирования различных моделей и управления познавательно-технологической деятельностью, проведения расчётов и представления информации в форме аналитических отчётов и презентаций; для формирования навыков установления и поддержания коммуникативных связей с использованием ИКТ. В качестве условий для этого рассматривается систематическое использование ИКТ для проведения модельного предметного эксперимента, для составления докладов, литературных обзоров, при решении задач, выполнении домашних заданий, при проведении консультаций с учителем в дистанционной форме.

Формирование контрольно-коррекционной (рефлексивной) компоненты должно осуществляться в направлении обучения на основе интерактивного диалога – взаимодействия пользователя с программной системой, предполагающего обмен текстовыми командами и ответами, использование более развитых средств ведения диалога, обеспечивающих возможность выбора вариантов деятельности, режима работы. В качестве условий для этого рассматривается систематическое использование ИКТ для автоматизированного контроля (самоконтроля) результатов учебной деятельности, коррекции по результатам контроля, тренировки, тестирования.

Системный подход выступает основным ориентиром, позволяющим выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления, процесса. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство [5]. Основы информационной культуры формируются на протяжении всего обучения, однако на старшей ступени общего образования, в условиях его информатизации и гуманизации, когда во главу угла ставится личность ученика, его интересы, потребности, готовность к дальнейшей жизни в информационном обществе, процесс формирования информационной культуры становится осознанным.

 Модель формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла

 Описание модели формирования информационной культуры учащихся

Формирование информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения при изучении предметов естественнонаучного цикла осуществляется при формировании общей информационной культуры учащихся и развитии личностных способностей учащихся, что является задачами самого процесса формирования информационной культуры учащихся. В основе коммуникационных технологий лежит обмен информации, следовательно, на данных процессах основывается развитие общей информационной культуры учащихся и развитии личностных способностей учащихся.

В условиях школьного образования последовательное применение педагогических технологий является необходимым условием формирования информационной культуры учащихся. В информационном обществе значение приобретает культура поиска и восприятия информации, а также умение работать с ней. При организации современного учебно-воспитательного процесса внимание уделяется информатизации самого процесса обучения и воспитания, в результате которого у учащихся выявляются и развиваются способности работать в сфере ИТ. По мнению Ишхановой М.Г. и Оршанскиого А.Ю.  [13] педагогическими условиями процесса формирования ИК так же являются: грамотный подбор методов обучения, способствующих повышению уровня информационной культуры учащихся; обеспечение учебного процесса с соблюдением образовательных стандартов; обучение самостоятельной работы с информацией; закрепление полученных знаний на практике [9].

Формирование информационной культуры учащихся при обучении основывается на обще дидактических принципах, таких как: принцип научности; доступности; наглядности; адаптивности (приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучаемого), управляемости (коррекция учителем процесса обучения возможна в любой момент), систематичности и последовательности; интерактивности (способность "откликаться" на действия обучаемого и обучающего, поддержание диалога), оптимального сочетания индивидуальной и групповой работы; непрерывности.

Информационная культура имеет все функции общей культуры. Анализ публикаций, рассматривающих функции информационной культуры, показал, что к числу основных её функций относятся [16]:

–       адаптивная – адаптация к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания,

–       сигнификативная (знаковая) – Представляя собой определенную знаковую систему,

–       познавательная (гносеологическая) – передача жизненного опыта,

–       коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения,

–       интегративная – культура обеспечивает социальную интеграцию людей,

–       функция накопления и хранения информации,

–       нормативная (регулятивная),

–       аксиологическая (оценочная),

–       функция социализации (усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе) и инкультурации

Структурные компоненты процесса формирования информационной культуры личности учащегося [24]: ценностно-смысловая; когнитивная; поведенческая; контрольно-коррекционная (рефлексивная).

 Технология формирования информационной культуры личности содержит следующую структуру:

- концептуальная основа,

- компоненты:

- содержательная – знания о предмете, процессах, способах их визуального представления, самостоятельный поиск необходимой информации, ее обработка и интерпретация;

- процессуальная – подготовительный и основной этапы формирования информационной культуры;

- оценочный.

В процессе педагогического взаимодействия используются различные формы, методы, технологии, которое направлены на использование заданий поискового характера, приоритетными являются метод проектов и проблемный подход.

Критериями сформированности информационной культуры учащихся являются компьютерная грамотность, использование иноязычной литературы, фондов различных библиотек, электронных ресурсов, степень удовлетворения своими информационными потребностями и т.д. (рис.3.).

 

Основная идея и ожидаемые результаты

Основная идея внедрения модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла – создание в учреждении общего среднего образования условий не только для приобретения знаний, умений, навыков, необходимых в информационном обществе, а в заметном повышении эмоционального настроя школьников, выраженного психической активностью, интересом к учебной деятельности, отношением к процессу получения нового знания как ценности, то есть в обретении личностного смысла.

Инновационный проект будет реализован по следующим направлениям:

–       организация системы управления инновационными процессами в учреждении образования (нормативное правовое, учебно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение инновационной деятельности учреждения образования);

–       организация системы психолого-педагогического сопровождения и дидактического обеспечения участников инновационной деятельности;

–       внедрение модели образовательной среды учреждения образования способствующей формированию социальной успешности учащихся в условиях современного информационного общества;

–       обеспечение ресурсов и условий эффективной деятельности учреждения образования средствами интерактивных методов обучения при изучении предметов естественнонаучного цикла.

В результате реализации инновационного проекта предполагается:

–       положительная динамика уровня сформированности информационной культуры учащихся;

–       создание в учреждении образования системы учебно-воспитательной работы по формированию социальной успешности учащихся в условиях современного информационного общества;

–       повышение качества образования через повышение мотивации к обучению;

–       повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;

–       поиск и разработка педагогами технологий формированию информационной культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности;

–       формирование диагностического инструментария оценки эффективности деятельности педагогического коллектива по формированию информационной культуры учащихся учреждения общего среднего образования;

–       построение образовательного процесса учреждения образования как как системы условий для развития личности с учетом ее внутренних мотивов;

–       создание банка информационных и учебно-методических материалов и обобщение результатов инновационной деятельности, разработка методических рекомендаций по организации «формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла».

Для оценки эффективности инновационной деятельности могут быть использованы следующие психологические методики:

–       методики изучения мотивации учебной деятельности: методика изучения мотивации учения подростков (автор М.Р. Гинзбург);

–       методика изучения логического мышления;

–       методика изучения основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта: методика «Эрудит»;

–       методики изучения психоэмоционального состояния: методика изучения самооценки методика Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан);

–       методика изучения творческого мышления: тест креативности П. Торранса (в модификации Е. Туник).

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели будут выступать:

–       результаты участия в интеллектуальных и творческих конкурсах;

–       листы наблюдений сформированности интеллектуальных умений, информационных умений, коммуникативных умений учащихся;

–       оценка уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

–       анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогического коллектива учреждения образования через апробацию продуктивных технологий, методов и форм по формированию информационной культуры учащихся, повысит профессиональный уровень педагогов, позволит найти оптимальные пути удовлетворения запросов законных представителей учащихся и выпускников учреждения образования.

 

Список литературы

  1. Абрамчик, Е. Г. Формирование информационной культуры учащихся: система работы классного руководителя / Е. Г. Абрамчик // Адукацыя і выхаванне. - 2016. - № 1. - С. 22-29.
  2. Безрукова Н. П., Тимиргалиева Т. К., Безруков А. А. Организационно-педагогические условия развития исследовательской компетенции учащихся в рамках сетевого исследовательского сообщества //Фундаментальные исследования. – 2012. – №. 11-4. С. 866-869.
  3. Белохвостов, А. А. Система методической подготовки будущего учителя химии к использованию информационно-коммуникационных технологий: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ А. А. Белохвостов; Учреждение образования «Белорусский гос. педагогический ун-т имени Максима Танка».- Минск: 2014. – 29 с.
  4. Белохвостов, А.А. Методы компьютерного обучения химии/ А.А. Белохвостов// Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.:  Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. – С.13-16.
  5. Богданов, С. А. Формирование познавательных интересов старшеклассников в дидактических компьютерных средах: дис…канд. пед. наук //С.А. Богданов.   Волгоград: Перемена, 2002 –40 с.
  6. Боровикова, Т.В. Педагогическая система формирования информационной культуры старшеклассника / Боровикова Т.В., Фролова О.А. // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. выпуск 1 (69), 2009. – С.135-140.
  7. Буторина, И. А. Информационная культура личности. Основные теории медиаобразования: формирование знаний и навыков использования информации и умений противостояния информационным манипуляциям / И. А. Буторина // Народная асвета: штомесячны навукова-педагагічны часопіс. - 2011. - № 10. - С. 8-12.
  8. Гапанович-Кайдалов, Н. В. Проблема психологического благополучия личности в информационно-образовательной среде / Н. В. Гапанович-Кайдалов // Адукацыя і выхаванне : штомесячны навукова-тэарэтычны і інфармацыйна-метадычны часопіс. - 2015. - № 2. - С. 9-16.
  9. Гендина И.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М. Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества . 2006. – 512 с
  10. Громова, О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений/ О. Громова // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 199-206.
  11. Данильчук, Е. В.  Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: Монография //Е. В. Данильчук. Волгоград: Перемена, 2002.
  12. Диканская, Н. Н. Информационная культура в оценочной деятельности педагога/ Н. Н. Диканская, С. А. Худовердова // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический и информационный журнал. - 2011. - № 6. - С. 49-52.
  13. Ишханова М.Г. Оршанский А.Ю. Педагогические технологии (приемы, методы) формирования информационной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования Выпуск № 1-1 / 2015
  14. Заграничная, Н.А. Естественнонаучная грамотность как важный результат химического образования / Н.А. Заграничная// Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. – С.55-58..
  15.   Задонская, И.А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества / И.А. Задонская // Социально-экономические явления и процессы. Выпуск № 2. Том 10. – 2015. -  С. 98-103
  16. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности/ А.Н.Дулатова, Н.Б. Зиновьева М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
  17. Игнатович, В. Г. Критерии и уровни сформированности информационной грамотности младших школьников / В. Г. Игнатович, А. Н. Ивуть // Пачатковая школа. - 2016. - № 7. - С. 34-37.
  18. Кашурникова Т.М. Формирование информационной культуры учащихся в образовательной деятельности: : автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Т.М.Кашурникова; Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. – Санкт-Петербург, 2006. – 19 с.
  19. Коротков, А. М. Некоторые особенности учебной деятельности в компьютерной среде / А.М. Коротков   Известия Волгогр. гос. пед. уннта. Сер. Пед. науки. —  2004. — № 1(06). — С. 84–92.
  20. Международная программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (ПИДВ) [Электронный ресурс] / Организация Объединённых наций по вопросам образования и культуры. – Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/ifap_fosters_open_government_through_media_and_information_l/. –Дата доступа: 13.02.2017.
  21. Минич, О. А. Информационная культура учителя: дидактические аспекты: повышение эффективности использования электронных средств обучения / О. А. Минич // Народная асвета : штомесячны навукова-педагагічны часопіс. - 2010. - № 12. - С. 33-37.
  22. Мычко, Д. И. Проблемы обновления и изучения языка химии как методологического инструментария освоения информационно-образовательных ресурсов учебного предмета "Химия" / Д. И. Мычко // Біялогія і хімія. Сер., "У дапамогу педагогу": навукова-метадычны часопіс. - 2013. - № 5. - С. 63-71.
  23. Мычко, Д.И. Инновационные образовательные стратегии на уроках химии / Д.И.Мычко, Е.А. Сеген. – Минск: Адакацыя і выхаванне, 2014. – 296 с.
  24. Мычко, Д.И. Формирование информационно-коммуникационных компетенций учащихся в рамках учебного предмета «химия» / Мычко Д. И., Шитько Л. И. // Информатизация образования – 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды: материалы междунар. Науч. Конф., Минск, 22-25 окт.  2014  г.  /  ред.кол.: В. В.  Казаченок (отв.ред).  –  Минск: БГУ, 2014.  – С.292-294.
  25. Нагаев, Л. В. Педагогические условия освоения новых информационных технологий учащимися общеобразовательных школ: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Л.В.Нагаев; Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина - Санкт-Петербург, 2003 171 c.
  26. Новикова, И. В. Преемственность в формировании информационной культуры между учащимися младшего и среднего школьного возраста/ И. В. Новикова // Известия Смоленского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 378-384.
  27. Основы информационной культуры: программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 11-летним сроком обучения // Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад,школа : Навукова-метадычны часопiс. - 2008. - N 11. - С. 3-4.
  28. Пташник, Т. В. Пути формирования информационной культуры педагогической среды / Т. В. Пташник // Сацыяльна-педагагічная работа. "У дапамогу педагогу" : Навукова-метадычны і інфармацыйны часопіс . - 2007. - № 1. - С. 53-56.
  29. Репета Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции /Л.М. Репета // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №2.
  30. Секция информационной грамотности [Электронный ресурс] / IFLA. – Режим доступа: http://archive.ifla.org/VII/s42/pub/IL-brochure2008-ru.pdf. – Дата доступа: 10.02.2017.
  31. Симченко, Н.Н. Модель формирования информационной культуры старшеклассника в дидактической компьютерной среде / Н.Н. Симченко . – Омский научный вестник. - № 1. – 2008. – С. 97-100.
  32. Сиротина, И. К. Формирование математической культуры учащихся 10 – 11 классов в интерактивной образовательной среде: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ И. К.Сиротина; Учреждение образования «Белорусский гос. педагогический ун-т имени Максима Танка».- Минск: 2016. - С.10.
  33. Смаргина, Е.А. Построение системы задач, формирующей информационную культуру учащихся: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.02/Е.А.Смаргина; Московский государственный открытый педагогическый университет им. М.А. Шолохова.- Москва: 2005.- 19 с.
  34. Стратегический план ИФЛА 2016-2021 [Электронный ресурс] / IFLA. – Режим доступа:  http://www.ifla.org/. –Дата доступа: 13.02.2017.
  35. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - С. . 75-108.
  36. Фролова О.А. Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.А.Фролова; Государственне образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет». – Смоленск, 2008. – 19 с.
  37. Харазян, О. Г. Повышение качества обучения физике на основе комплексного использования реального и виртуального учебного эксперимента (в учреждениях общего среднего образования): автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.02/О.Г. Харазян; Учреждение образования «Белорусский гос. педагогический ун-т имени Максима Танка».- Минск: 2016.
  38. Худякова А.В. Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ А.В.Худякова; Пермский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2005. – 24 с.
  39. Шитько Л.И. Современные подходы к формированию информационной культуры учащихся / Шитьк Л.И. //интернет-конференция «Информационные технологии в образовании». 28–29 ноября 2016 года.
  40. Шитько, Л. И. Развитие информационной культуры учителя химии. Использование приложений интегрированного пакета ChemBioOffce для создания двухмерных и трехмерных графических структурных формул  / Л. И. Шитько // Біялогія і хімія. Сер., "У дапамогу педагогу". - 2014. - № 6. - С. 34-40.
  41. Якименко, И. В. Информационные технологии в школе - первый шаг на пути построения информационного общества: традиции и инновации / И. В. Якименко, Н. Г. Филиппова, Е. В. Капустенко // Народная асвета : штомесячны навукова-педагагічны часопіс. - 2010. - N 3. - С. 64-69 .

 

 

ПРОГРАММА
инновационной деятельности

Внедрение модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов при изучении предметов «Биология», «Физика», «Химия»


Этапы

Подготовительный (сентябрь-декабрь 2017)

Задачи:

  1. Создать условия для формирования психологической и практической готовности участников инновационной деятельности к внедрению методики формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения в информационно-образовательной среде при изучении предметов естественнонаучного цикла.
  2. Согласовать и утвердить документацию инновационной деятельности.
  3. Распределить функциональные обязанности между участниками инновационной деятельности.
  4. Разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности информационной культуры учащихся, уровня развития их интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей.
  5. Выявить актуальное состояние уровня сформированности информационной культуры учащихся.
  6.  Определить эффективные условия для формирования информационной культуры учащихся на основе разработанных критериев и диагностического инструментария.
  7. Разработать технологию организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла с использованием инструментария предлагаемой методики.
  8. Проводить информационно-просветительскую работу.

Этапы и сроки

 

Содержание  работы

Информационно-методическое обеспечение

 

Самоконтроль и мониторинг

Управление и подведение итогов

С учащимися

С учителями

С родителями

Подготовительный (сентябрь-декабрь 2017)

 

 

Информирование участников ученического школьного сообщества о перспективах участия в инновационном проекте. Информационно-просветительская работа с учащимися по использованию методики формирования информационной культуры учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения

 

Определение

Выявление актуального состояния уровня сформированности информационной культуры учащихся на при обучении предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения

Рассмотрение в коллективе представленного инновационного проекта.

Изучение нормативных документов об инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

Обсуждение возможности и перспектив работы в режиме инновационной деятельности.

Распределение функциональных обязанностей между участниками инновационной деятельности, корректировка задач деятельности и ожидаемого результата, конкретизация средств и способов реализации материалов проекта,  критериев и показателей эффективности инновационной деятельности, их количественных и качественных измерителей.

 Согласование индивидуальных планов. Заседание участников творческих и целевых групп. Методическая подготовка учителей к апробации проекта.

Родительское собрание: ознакомление с содержанием и задачами  инновационного проекта,  обоснование  идеи,  определение возможностей и перспектив совместной работы, изучение мнения родителей по данному вопросу.

Исследование запроса потребителей образовательных услуг.

Привлечение родителей к совместной работе по организации инновационной деятельности.

 

 

Разработка и согласование инновационного проекта.

Планирование инновационной деятельности.

Согласование программы инновационной деятельности с программой развития и годовым планом работы  учреждения образования.

Обеспечение участников инновационной деятельности научно-методическим, дидактическим материалом.

Оказание  психолого-педагогической поддержки участникам инновационного проекта.

 

 

Диагностика готовности коллектива к инновационной  деятельности, анализ состояния и результатов образовательного процесса.

Создание необходимой нормативно-правовой и материально-технической базы.

Определение основных направлений инновационной деятельности, форм мониторинга и самоконтроля, форм отчетности, анализа  и оформления полученных результатов. Распределение функциональных обязанностей между участниками инновационной команды. Корректировка задач деятельности и ожидаемого результата, конкретизация средств и способов реализации, критериев и показателей эффективности инновационной деятельности

 

Педагогический совет. Обсуждение возможностей и перспектив работы в режиме инновационной деятельности.  Представление и принятие инновационного проекта.

Приказ по учреждению образования  об организации инновационной деятельности.

Заседание участников творческих и целевых групп:  уточнение программы инновационной деятельности, согласование индивидуальных планов.

 


Этап практической реализации (январь 2018 –январь 2020)

Задачи:

  1. Организовать работу по выполнению планов инновационной деятельности.
  2. Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла с использованием методики.
  3. Выявлять затруднения участников инновации в ходе реализации проекта, осуществлять коррекцию и регулирование инновационного процесса.
  4. Организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности.
  5. Обеспечить методическое сопровождение образования и самообразования педагогов по теме инновационной деятельности.
  6. Осуществлять регулярный контроль и коррекцию хода и оценивания результатов инновационной деятельности.
  7. Осуществить составление отчетов участниками инновационного процесса.

Этапы и сроки

 

Содержание  работы

Информационно-методическое обеспечение

 

Самоконтроль и мониторинг

Управление и подведение итогов

С учащимися

С учителями

С родителями

Практический

(январь

2017 –январь 2019)

 

 Осуществление

деятельности по выполнению всех планов проектной деятельности.

Соотношение результатов деятельности с целями и задачами. Коррекция. Регулирование процесса создания проектов.

Организация работы по выполнению всех планов инновационной деятельности.

Ведение участниками инновационного процесса педагогических дневников.

Организация обмена педагогическим опытом.

Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности.

Систематическая учеба и самообразование по теме инновационной  деятельности.

Участие в научно-практических семинарах и конференциях по обмену опытом. Контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.

 

Совместная деятельность в рамках реализации инновационной программы. Регулярные индивидуальные консультации.

Участие родителей в мероприятиях по проекту.

Организация и проведение семинаров, инструктивно-методических и коррекционно-инструктивных совещаний участников инновации.

Консультирование, оказание методической и психолого-педагогической помощи.

 

Фиксация исходного состояния  инновации.

Проведение диагностических срезов по зависимым и независимым переменным.

Текущий анализ деятельности и выявление наиболее эффективных форм и способов ее осуществления.

Систематическое отслеживание инновационного процесса, приемов, методик, механизмов, информационных потоков, анализ промежуточных результатов.

Осуществление контроля ведения обязательной документации

Соотношение результатов деятельности с целями и задачами инновации. Коррекция. Регулирование процесса. Оценка новизны, эффективности апробации методики.

 

Подготовка информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности.

Выработка механизмов стимулирования участников проекта.

Оценка новизны, эффективности апробации технологии.

Участие в научно-практических семинарах и конференциях по обмену опытом. Подготовка промежуточных и итоговых отчетов (справок) по результатам реализации инновационного проекта.

 

 

 

Обобщающий этап (февраль-май 2020)

Задачи:

  1. Организовать работу по анализу и обобщению результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями её эффективности.
  2. Провести оценку эффективности проведенной работы.
  3. Осуществить составление отчетов участниками инновационного процесса.
  4. Систематизировать и оформить материалы, накопленные в ходе реализации проекта, обобщить опыт и подготовить методические рекомендации по применению инновации в образовательной практике.

Этапы и сроки

 

Содержание  работы

Информационно-методическое обеспечение

 

Самоконтроль и мониторинг

Управление и подведение итогов

С учащимися

С учителями

С родителями

Обобщающий (февраль-май 2019)

Презентация результатов.

Рефлексия проделанной работы.

Выявление направлений и путей дальнейшей инновационной  деятельности.

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями её эффективности. Составление отчётов  участниками инновационного  проекта.

Рефлексия проделанной работы Оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчёта) по результатам реализации инновационного проекта

Обобщение результатов деятельности с родителями.

Рефлексия проделанной работы

 

Методическое оформление опыта и результатов инновационной деятельности.

Разработка методических рекомендаций по использованию методики формирования информационной культуры учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения Презентация результатов.

Проведение диагностических срезов по зависимым и независимым переменным.

Обработка данных, анализ всех результатов, корректировка опыта в соответствии с результатами, соотнесение результатов инновации с поставленной целью и задачами

 

Педагогический совет:

Оценка эффективности внедрения методики формирования информационной культуры учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения. Представление руководителю и консультанту  инновационного проекта информационных материалов о количественных и качественных результатах инновационной деятельности материалов инновационной деятельности (дневники, работы учащихся, анкеты и др.).

 

 


Формы организации работы педагогического коллектива

ü    собеседование;

ü    круглый стол;

ü    диагностика способностей педагогов к инновационной деятельности;

ü    семинары;

ü    тренинги;

ü    мастер-класс,

ü    заседания методических формирований различного уровня,

ü    открытые занятия, 

ü    методические выставки.

 

Формы организации деятельности учащихся в системе сетевого онлайн-взаимодействия:

ü    проектная деятельность по методике проекта;

ü    сетевые адаптационные проекты;

ü    сетевые онлайн-ресурсы путешествия;

ü    блог;

ü    презентация проектов.

 

Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновации.

Функциональные обязанности участников инновации будут распределяться с учетом направления деятельности каждого педагогического работника.

Консультант и руководитель проекта будутосуществлять научно-методическую поддержку инновационной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования непосредственными участниками инновации являются директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе, педагогические работники: учителя предметов естественно-научного, педагог-психолог.

Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:

директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе:

-              создание условий дляорганизации инновационной деятельности в учреждении

-              определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;

-              разработка календарного плана инновационной деятельности;

-              организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;

-              взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;

-              обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;

-              проведение мониторингов, самоконтроля за ходом инновационной деятельности;

-              представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;

-              оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

педагог-психолог:

-              осуществляет психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности;

-              участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;

-              разработка индивидуального плана инновационной деятельности;

-              проведение и анализ результатов диагностики психического развития учащихся;

-              участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновации (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);

-              оценка результатов инновационной деятельности;

-              участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

учителя предметов естественно-научного цикла:

-              непосредственное осуществление инновационной деятельности;

-              ведение дневника инновационной деятельности;

-              проведение и анализ педагогической диагностики;

-              систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;

-              разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике;

Учитель информатики будет привлекаться для организации технической поддержки всех участников инновационной деятельности.

 

 

Формы отчетности

  1. Педагогические дневники
  2. Анализ инновационной деятельности
  3. Педсоветы
  4. Публикации
  5. Анализ работы членов инновационной группы
  6. Анализ проектной деятельности
  7. Отчет о результатах инновационной деятельности

Календарный план
реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов при обучении предметам «Биология», «Физика», «Химия»

в 2017/2018 учебном году


 

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

Формы представления результатов

1

Распределение обязанностей между участниками инновационного проекта

сентябрь

Жигар С.Д., директор, Субботко С.Н., заместитель директора

должностные обязанности участников инновационного проекта

2

Методический практикум «Рекомендации по определению индивидуальной темы и плана инновационной деятельности»

сентябрь

Субботко С.Н., заместитель директора

индивидуальная тема и алгоритм составления плана инновационной деятельности педагога

3

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности

сентябрь

 Субботко С.Н., заместитель директора

официальный сайт учреждения образования

4

Организация работы педагогов по  разработке комплексов заданий-измерителей в соответствии с критериями и показателями эффективности методикиформирования читательской компетентности учащихся в системе сетевого онлайн-взаимодействия

сентябрь

участники проекта

комплексы заданий-измерителей

5

Ведение дневников наблюдений участниками инновационного проекта

в течение года

участники педагогического проекта

дневники наблюдений участников проекта

6

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности

в течение года

Субботко С.Н., заместитель директора

журнал консультаций

7

Организация изучения и анализа литературы по теме инновационного проекта

постоянно

участники проекта

реферативный обзор источников по проблеме

8

Организация работы постоянно действующего семинара «Формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения»

раз в четверть

Субботко С.Н., заместитель директора

методические рекомендации для работы с средствами интерактивных методов обучения

9

Организация информационно-просветительской работы с учащимися и их родителями по использованию методики формирования информационной культуры учащихся при обучении предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения

раз в четверть

Жигар С.Д., директор школы,

Субботко С.Н., заместитель директора, классные руководители

протоколы родительских собраний, памятки для родителей и учащихся

10

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках

 

раз в месяц

Субботко С.Н, заместитель директора

анализ результатов

11

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся 7-10-х классов

сентябрь-октябрь

Кравчук А.В, педагог-психолог

анализ диагностики

12

Организация круглых столов по обмену опытом

раз в четверть

участники проекта

анализ результатов

13

Подготовка информации «Текущие результаты реализации программы инновационной деятельности»

декабрь

Субботко С.Н., заместитель директора

решение из протокола совещания при заместителе директора

 

14

Обсуждение хода реализации инновационного проекта на заседаниях школьного методического объединения учителей предметов естественно-научного цикла

январь, май

Михальчук А.И., руководитель школьного методического объединения учителей предметов естественно-научного цикла

решение из протокола заседания школьного методического объединения

15

Анализ промежуточных результатов инновационной деятеотности на совещании при директоре учреждения образования

январь

Субботко С.Н., заместитель директора

аналитическая справка

16

Организация проведения мероприятий с учащимися (проектная деятельность)

январь-май 2018 (раз в месяц)

учителя - участники проекта

аналитическая справка

17

Организация подготовки исследовательских работ учащихся к конференциям и конкурсам

в течение года

учителя - участники проекта

работы исследовательского характера, доклады и презентации, представленные на конференции и конкурсы

18

Обеспечение обновления информации на сайте проекта (в социальных сетях), на сайте учреждения образования

1 раз в месяц

Субботко С.Н., заместитель директора

актуальная информация на сайте проекта (в социальных сетях), официальном сайте учреждения

19

Организация промежуточных психолого-педагогических диагностик учащихся (в соответствии с критериями проекта)

апрель-май

Кравчук А.В, педагог-психолог

анализ результатов диагностики

20

Анкетирование учащихся и их законных представителей на предмет отношения к участию в работе инновационного проекта.

май

Кравчук А.В, педагог-психолог

анализ по результатам анкетирования

22

Подготовка отчета по инновационной деятельности

 

май

Субботко С.Н., заместитель директора

отчет

23

Анализ результатов инновационной деятельности за 2017/2018 учебный год на заседании педагогического совета

май

Субботко С.Н., заместитель директора

аналитическая справка, решение из протокола  заседания педагогического совета по корректировке хода реализации проекта

 


Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

Внедрение инновационного проекта осуществляется за счет бюджетной и внебюджетной деятельности для приобретения оргтехники, обеспечения проектной деятельности.

Социальная значимость проекта заключается в переориентировке при обучении предметам естественно-научного цикла на средства интерактивных методов обучения, что приведет к формированию информационной культуры учащихся, развитию навыков взаимодействия. Инновационный проект позволяет подготовить учащихся к социальной успешности в условиях современного информационного общества.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов общеобразовательных учреждений при организации образовательного процесса при проведении занятий по предметам естественно-научного цикла средствами интерактивных методов обучения.

Реализация данного проекта позволит использовать привычные и интересные для современных учащихся способы и виды деятельности в сети интернет в образовательных, развивающих и воспитательных целях, будет способствовать развитию поисковых, исследовательских способностей учащихся, даст возможность участникам инновации, учащимся и педагогам, раскрыть свои способности.

 

Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно