1. Готовность детей к школьному обучению включает физиологическую, социально-психологическую и специальную готовность.
* Физиологическая готовность – это совокупность показателей физического и биологического развития дошкольника, в основном определяемая специалистами медицинского профиля.
* В структуре социально-психологической готовности принято выделять три спектра: личностнаяготовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей; социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения; психологическая готовность определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку.
* Специальная готовность определяется наличием специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных учебных предметов. Программа детского сада призвана обеспечить необходимый уровень сформированности речевой, математической, экологической, изобразительной, музыкальной подготовленности дошкольника. Многие родители думают, что подготовка к школе заключается в заучивании букв или умении считать. Это совсем не так. Никто не против обучения этим существенным навыкам, но им лучше обучаться лишь после того, как положено хорошее начало развитию других навыков.
2. Дети дошкольного возраста не готовы воспринимать строго регламентированные, монотонные занятия. Поэтому при проведении развивающих занятий лучше выбирать игровую форму, так как игра является ведущей деятельностью для дошкольника.
3. Дети испытывают удовлетворение от выполнения интеллектуальных заданий, в основе которых лежит интерес – лучший вид мотивации, пробуждающий в ребёнке дух творчества.
4. При выполнении заданий создавайте ситуацию успеха. Очень важно, чтобы успех был достижим. Для этого используйте сначала простые упражнения, затем начинайте их усложнять. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребёнка.
5. Научите его анализировать результаты своего труда, убирать за собой рабочее место. Развивайте у ребёнка способность усилием воли управлять собой и своим поведением. На первом этапе рекомендуется выполнять задание вместе с ребёнком. На втором – предлагается частичная помощь, наводящие вопросы, одобрение. На третьем этапе ребёнок уже сам выполняет задание и получает от этого удовольствие. Но! У каждого отдельно взятого ребёнка эти периоды разные по продолжительности. Если у Феди это происходит так: сегодня – вместе, завтра – с помощью, послезавтра – сам, то у Пети каждый этап может занять несколько дней. А у ребёнка … – вообще несколько месяцев. У каждого ребёнка свой план развития, поэтому никогда не сравнивайте их между собой.
6. Проблема нынешних детей в том, что они хотят получить всё в один момент. В учёбе так не бывает! Вы должны понять, что успешность ребёнка связана с тем, насколько в нём сформированы качества, способности для преодоления трудностей. Сегодня для него трудность – полить цветок, убрать игрушки, почистить обувь, а завтра – это уже решить задачу, прочитать и выучить стихотворение, понять правило … и это всё не потом, а сейчас, на уроке, и за него это не сделает никто. Находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за терпение, настойчивость, старание (а не за правильно нажатую кнопку на компьютере или пульте от телевизора). Формируйте у него уверенность в своих силах. Старайтесь, чтобы ребёнок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Постепенно переставайте хвалить ребёнка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
7. Больше внимания уделяйте развитию мелкой моторики руки, используя занятия по рисованию, работу с пластилином, ножницами, штриховкой, в развивающих тетрадях, помощь в домашних делах. Развитие руки и речи идёт параллельно. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Учите ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клеточку, в пространстве.
8. Расширяйте кругозор и словарный запас через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание картинок. Прекрасно, когда ребёнок к месту вставляет сложное слово, читает наизусть огромное взрослое стихотворение. А вот на вопрос: на какой улице ты живёшь, кем работает мама и папа, как их имя и отчество, назвать поры года, дни недели, месяцы – ответить не может.
9. Развивайте умение общаться со сверстниками, учите осознанию своих эмоций и эмоций других людей через рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
10. Определите круг домашних обязанностей ребёнка. Этим вы будете способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
11. Не надо забывать, что школа – это не только обучение, это ещё и пребывание в ней. Самообслуживанию не обучают на специальных занятиях – только в семье.
12. Старайтесь максимально доступно отвечать на каждый вопрос ребёнка, этим вы будете способствовать развитию познавательного интереса. Ищите ответы на некоторые вопросы вместе, а затем – пусть поищет самостоятельно.
13. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, предлагайте, как можно чаще альтернативный вариант. Научите ребёнка делиться своими проблемами, обсуждать конфликтные ситуации, всегда искренне интересуйтесь его мнением.
14. Помните, что ваш малыш абсолютно уникален и индивидуален. Любите его таким, какой он есть, независимо от его неудач или достижений. Право на безусловную любовь ребёнок имеет самим фактом своего существования.
15. А самое главное, постарайтесь получать удовольствие от процесса общения с ребёнком. Всегда помните, что вы являетесь главным авторитетом для вашего малыша.
В настоящее время многие школы практикуют проведение так называемых подготовительных курсов для будущих первоклассников. В нашей школе они проводятся по субботам, что исключает вероятность переутомления. Такие занятия несомненно имеют множество плюсов:
а) дополнительная возможность общения с детьми и с учителем, а не воспитателем;
б) знакомство с новыми правилами поведения в школе, на уроке;
в) развитие навыков коммуникации в условиях школьного класса;
г) освоение новой роли – ученика.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться», - писал Л. А. Венгер. Важен не столько объём тех сведений и знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Уважаемые взрослые! Желание идти в школу закладывается дома, в семье. Вы являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём: и в действиях, и в словах. Вы можете помочь своему ребёнку: ни в коем случае не допускайте негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем. Но если описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо Вашему ребёнку.
Л. Н. Толстой советовал: «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать». Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для вас, ни для ребёнка.
Самое важное в подготовке к школе
Ребенка нельзя считать действительно подготовленным к школе - или к жизни, - пока он не научится следующим вещам.
1. Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете способны ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать собственные возможности.
2. Общаться с помощью слов.
3. Интересоваться и задавать вопросы.
4. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
5. Не бояться неудач - необходимое условие взросления. Детям надо помочь понять, что обучение - длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение не делалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач.
6. Доверять взрослым.
7. Думать самому. Сказать "нет", на самом деле, для ребенка значит заявить - "я существую". Это начинается по мере того, как у ребенка возникает некоторое представление о себе, ощущение того, что он на самом деле самостоятельная личность.
8. Знать, в чем можно полагаться на взрослого. Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней.
разгарнуць » / « згарнуць