Направление «Водосбережение»
Цель: расширение знаний учащихся о потреблении воды и способах её экономии.
Задачи:
- изучить направления использования воды в учреждении образования и дома, освоить способы ее сбережения,
- составить план действий по рациональному использованию воды в школе и дома;
- разработать практические советы по экономии воды;
- содействовать формированию привычки рационально использовать воду в школе и дома;
- инициировать рациональное использование и экономию воды.
Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования
Цель: изучить эффективность потребления воды в школе.
Задачи:
- провести мониторинг использования воды в школе;
- проанализировать эффективность использования воды в учреждении образования.
Период выполнения: ноябрь 2022 - февраль 2023 года
Количество учащихся, работавших по данному заданию – 12 человек.
Заместитель директора по хозяйственной части предоставил ответственному по направлению «Водосбережение» педагогу количество потребляемой воды в УО за 2022 год по месяцам. Учащиеся 8 «В» класса инициативной группы изучили уровень потребления воды в школе и составили график потребления воды.
Инициативная группа:
- Байдук Анастасия
- Борисова Яна
- Глинская Милана
- Киреева Кира
- Китель Дмитрий
- Кобыхно Елизавета
- Макарук Никита
- Савчук Анна
Анализ потребления воды в ГУО «Средняя школа №7 г. Кобрина»
(2022 год, м3)
Два учащихся 11 «А» класса (Биюмен Евгений и Михновец Станислав) провели изучение мест потребления воды в школе. Биюмен Евгений составил план ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина» (по этажам) с местами потребления воды.
Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования и составить план действий по ее сбережению.
Цель: проанализировать ситуацию по эффективности использования воды в учреждении образования.
Задачи:
- провести анализ использования воды;
- выявить причины увеличения расхода воды в школе;
- составить план действий по сбережению воды.
Период выполнения: январь - февраль 2023 года.
Количество учащихся, работавших по данному заданию – 8 человек.
Учащиеся 8 «В» класса провели анализ использования воды в учреждении образования (как продолжение выполнения задания 3.1.)
Мероприятия по выполнению были разделены на 2 этапа:
- Анализ использования воды в УО
- Разработка плана действий по рациональному использованию в учреждении образования.
Анализ использования холодной воды в школе показал, что холодной водой пользовались в течение всего года. Летом вода используется для полива растений, в том числе на пришкольном участке. Так как горячая вода используется в основном в столовой, то в июле и августе ее потребления не было. Из всего объема потребляемой воды больше всего воды используется в столовой (приготовление пищи, мытье посуды).
Учащимися был составлен план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования. План был утвержден директором школы, с ним ознакомились учащиеся, педагоги и другие работники школы.
Задание 3.3. Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования, провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий.
Цель: уменьшить количество потребляемой воды в учреждении образования.
Задачи:
- довести до сведения учащихся, педагогов, работников школы план действий по сбережению воды в школе;
- проводить ежегодный мониторинг эффективности данных действий.
Период выполнения: январь 2023- февраль 2024 года.
- Ежемесячно работник по текущему ремонту проводит осмотр системы водоснабжения;
- Заместитель директора по хозяйственной части ежемесячно при сдаче показаний анализирует расход воды по учреждению образования;
- Своевременно при необходимости проводиться ремонт и замена поврежденного оборудования водоснабжения;
- На протяжении учебного года классные руководители проводят мероприятия, классные часы и беседы по рациональному использованию воды в школе и дома;
- Ежегодно в школе проводиться неделя по водосбережению;
- В местах пользования водой размещены таблички «Экономьте воду».
В дальнейшем планируется продолжить работу по рациональному использованию воды в школе:
- определить в каждом классе ответственного учащегося за рациональное использование воды;
- проведение разъяснительной работы по рациональному использованию воды не только с учащимися но и с родителями.
Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать памятки для родных по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.
Цель: изучить эффективность потребления воды дома.
Задачи:
- провести мониторинг использования воды дома;
- разработать памятки по рациональному использованию воды.
Период выполнения: 23 января - 4 февраля 2023 года
Количество участников, выполнявших работу по заданию – 326 человек (учащиеся 5-6-х классов)
Учащимися 5-ых классов совместно с родителями в течение недели проводился мониторинг использования воды дома. Результаты исследования представлены в виде таблиц.
Анализ потребления воды в семье Баранчук Софии 5 «Б» класса показал, что основное потребление воды приходится на душ, туалет и стирку в стиральной машине. Незначительная часть воды используется на полив комнатных растений и влажную уборку в доме.
В рамках недели по водосбережению с учащимися 5 «Б» класса 3 февраля 2023 года было опроведено мероприятие «Эта удивительная вода!» Целью которого былорасширение представления о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к воде и водным ресурсам.
Одним из заданий было определить расход воды дома.
Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты без воды. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию.
В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много.
Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды.
Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
Задание командам: предлагается на листочках написать для чего в их семье используют воду и в каком количестве.
(Ответы показываются и сравниваются с таблицей «Использование воды человеком в быту»)
Проводиться анализ анкет по потреблению воды дома, которые заполняли учащиеся вместе с родителями.
Каждый из нас может внести свой вклад в охрану и экономию воды. Какой вклад в экономию воды вы можете внести уже сейчас? (после обсуждения учащимся раздаются памятки «Простые советы для «хранителей» воды»)
4 февраля с учащимися 6 «Б» класса была проведена интеллектуальная игра «Хранители воды».Целью мероприятия былорасширение представления о роли воды в жизни человека, воспитание бережного отношения к воде. Игра проходила по принципу своя игра, одной из рубрик которой были правила бережного отношения к водным ресурсам. В игре приняло участие 23 школьника.
Хранители воды
100 – Приведите примеры ухудшения качества воды в результате деятельности человека (сточные воды, чрезмерное использование удобрений, кислотные дожди и т.п.)
200 – Главными загрязнителями Мирового океана являются именно эти вещества (нефть и нефтепродукты)
300 – Каковы могут быть последствия техногенного загрязнения человеком водоемов (уменьшится содержание кислорода, сократиться численность видов и т.п.)
400 – Назови правила бережного отношения с водой? (не расходуй воду зря и т.п.)
500 – Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды? (да, запасов пресной воды становиться меньше и пресные водоемы с каждым годом все больше загрязняются)
«Где вода - там цветущая земля», - говорят в народе. Беречь воду - значит беречь жизнь, здоровье людей, красоту и богатство окружающей природы».
Каждый из нас может внести свой вклад в охрану и экономию воды. (учащимся раздаются памятки «Простые советы для «хранителей» воды»).
Простые советы для «хранителей» воды
- Содержите сантехнику в исправности. Какая может быть экономия, когда у вас течёт кран?!
- Не оставляй краны открытыми.
- Мойте фрукты и овощи не под краном, а в миске. Воду после мытья используйте для полива растений.
- Если вы пьете воду из-под крана, используйте для этого стакан, а не пытайтесь поймать губами струю, сливая несколько литров в канализацию.
- Много литров воды теряется, когда вы ждете, пока стечет холодная и пойдет горячая. Эту воду можно сливать в иную ёмкость, а затем использовать для любых хозяйственных целей.
- Поливайте комнатные растения по вечерам, а не утром. Так влага меньше испаряется и вам потребуется меньше воды на полив.
- Насадки-распылители на кранах помогут сократить потребление воды.
- Летом держите в холодильнике бутылку воды. Таким образом, вам не придется каждый раз сливать несколько литров, дожидаясь, пока из прогретых труб потечет прохладная вода.
- Ручная стирка более затратная, нежели с помощью стиральной машины. Стирайте белье с полной загрузкой стиральной машины.
- При использовании посудомоечной машины расход воды меньше, чем обычное мытье посуды. Используйте емкость для мытья, а не проточную воду, если моете посуду вручную.
- Используйте душ вместо ванны. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете до 50 л воды. А для того, чтобы наполнить ванну, необходимо воды больше - до 200 л.
- Закрывайте кран при чистке зубов. Чтобы прополоскать рот, наберите стакан воды. Таким образом, вы экономите до 45 литров воды – именно столько уйдёт в канализацию через открытый кран за 3 минуты.
- Не спускайте воду в туалете без особой надобности.Секрет для самых хитрых: расход воды из бачка в туалете можно снизить на треть, если положить в бачок пластиковую бутылку с водой.
БЕРЕГИТЕ ВОДУ!