Инновационный проект
«Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования»
Сроки реализации: 2021-2024 годы
Данные о разработчике:
Жукович Николай Васильевич, учитель-методист, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области;
Данные о консультанте:
Просколович Ольга Владимировна, Белорусский государственный университет, заведующий кафедрой риторики и методики преподавания, доктор педагогических наук, профессор.
База инновационной деятельности:
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г.Кобрина»
Свидетельство о государственной регистрации от 25.08.2021 № 290511604
Юридический адрес учреждения: 225301 Брестская область, г. Кобрин,
ул. Дзержинского, 55.
Директор учреждения: Жигар Светлана Дмитриевна,
тел./факс 80164230473, е-mail: kdr-sch7@brest.by
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность:
1. ГУО «Средняя школа № 1 г. Берёзы имени В.Х. Головко» Брестской области.
2. ГУО «Средняя школа № 7 г. Кобрина» Брестской области.
3. ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» Брестской области.
4. ГУО «Средняя школа № 1 г. Славгорода» Могилёвской области.
5. ГУО «Турковская СШ» Бобруйского района Могилёвской области.
6. ГУО «Искровская БШ» Белыничского района Могилёвской области.
7. ГУО «Дрибинская СШ» Горецкого района Могилёвской области.
Цель проекта: формирование у учащихся V – IX классов учреждения общего среднего образования функциональной грамотности, позволяющей свободно социализироваться и адаптироваться в среде, умения эффективно понимать, применять и интерпретировать письменные тексты в процессе преподавания учебных предметов «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Математика», «Физика» и «География».
Задачи проекта:
1) разработать и реализовать в школе систему управления, обеспечивающую включение отдельных педагогов в процесс реализации инновационного проекта;
2) обеспечить научно-методическое сопровождение на всех этапах реализации инновации, которое содействует самообразованию учителей-предметников посредством теоретического осмысления концептуальных основ проекта;
3) организовать научно-методическое сопровождение инновационной деятельности с целью вовлечения педагогов в процесс управления индивидуальным личностно-профессиональным развитием на основе реализации заявленной инновационной модели;
4) разработать методические рекомендации и дидактические материалы по эффективному внедрению технологии читательской грамотности в массовую образовательную практику в школе;
5) организовать процесс представления и трансляции эффективного педагогического опыта для учительской общественности по формированию читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования;
6) формировать в образовании учащихся V – IX классов учебного учреждения предметные, личностные и метапредметные образовательные результаты.
Сведения о целевой группе участников инновационной деятельности:
Целевой группой являются учащиеся 5-9 классов школы, учителя-предметники белорусского и русского языка и литературы, математики, географии, физики и педагог-психолог.
Участники инновационной деятельности:
1. Жигар Светлана Дмитриевна, директор; первая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Организационно-управленческое обеспечение по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся ІІ ступени общего среднего образования» . Печатная статья, выступления на педагогических советах, методических семинарах.
2. Кирилюк Галина Платоновна, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория; тема педагогического исследования «Организация методической работы по внедрению модели формирования читательской грамотности у учащихся ІІ ступени общего среднего образования». Печатная статья, выступления на педагогических советах, методических семинарах.
3. Волощик Татьяна Степановна, учитель белорусского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Работа з тэкстам на ўроках беларускай мовы i лiтаратуры як сродак фармiравання чытацкай граматнасцi вучняў». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, подготовка сборника дидактических материалов.
4. Зелёнко Светлана Владимировна, учитель белорусского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Фармiраванне ў вучняў VII-IXкласаў чытацкай граматнасцiў працэсе выкладання вучэбных прадметаў «Беларуская мова», «Беларуская лiтаратура». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, подготовка сборника дидактических материалов.
5. Бойко Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования читательской грамотности учащихся». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, проведение мастер-классов по теме педагогического исследования.
6. Бабаскина Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы на II ступени общего среднего образования. Выступления на методических семинарах и педагогических советах, подготовка сборника дидактических материалов.
7. Марчук Татьяна Николаевна, учитель математики, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Формирование математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах учреждения общего среднего образования». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, подготовка сборника дидактических материалов.
8. Совпель Жанна Александровна, учитель математики, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Формирование основ функциональной математической грамотности у учащихся на ІІ ступени общего среднего образования». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, проведение открытых уроков, мастер-классов.
9. Окунева Светлана Юрьевна, учитель физики, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования: «Формирование и развитие читательской грамотности средствами учебного предмета «Физика» у учащихся 7-9 классов учреждения общего среднего образования». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, проведение открытых уроков, мастер-классов.
10. Совпель Сергей Николаевич, учитель географии, высшая квалификационная категория. Тема педагогического исследования «Формирование у учащихся VII-IX классов читательской грамотности в процессе преподавания учебного предмета «География». Выступления на методических семинарах и педагогических советах, подготовка сборника дидактических материалов, проведение мастер-классов.
Реализуя инновационный проект «Внедрение модели формирования читательской грамотности у учащихся II ступени общего среднего образования», разработчик, администрация и творческая команда учителей-предметников учреждения ориентируется также на ожидаемые итоги:
- повышение результативности образовательного процесса в школе;
- повышение уровня компетентности участников образовательного процесса по вышеперечисленным учебным предметам;
- построение новой модели урочной деятельности;
- социальная адаптация учащихся к последующему обучению в ВУЗах;
- повышение профессионального уровня педагогов школы;
- повышение привлекательности учреждения образования для родительской общественности;
- показатель удовлетворённости качеством образовательного процесса учащихся, их родителей – не менее 75%.
Работа с педагогическими кадрами в Государственном учреждении образования «Средняя школа № 7 г. Кобрина» на 2023/2024 учебный год